НОВОСТИ В СМИ О ТРАГЕДИЯХ И НАСИЛИИ ДЕЛАЮТ ЛЮДЕЙ НЕСЧАСТНЫМИ - ИССЛЕДОВАНИЕ
Освещение в СМИ различных трагических событий может создать порочный эмоциональный цикл, который не только приводит вас в отчаяние, но и повышает вероятность того, что вы обязательно будет с интересом следить за подобными новостями и в дальнейшем. Об этом говорят данные исследования, опубликованные в журнале Science Advances. Ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне (США) в течение трех лет проводили опрос одной и той же группы населения по телефону и в онлайн-режиме. Всего в исследовании приняли участие почти 4500 человек. Первый опрос состоялся вскоре после взрывов во время марафона в Бостоне в апреле 2013 года, в результате которого три человека погибли и более 250 получили ранения. Респондентам задавали вопросы, касающиеся их эмоциональной реакции на теракт, отношения к освещению этого события в СМИ, также людей спрашивали о том, насколько они обеспокоены возможными будущими трагическими событиями. Как показали дальнейшие опросы, даже через полгода после взрывов в Бостоне люди, которые отслеживали в СМИ последствия этого события все это время - интересовались деталями произошедшего и следили за ходом расследования, по-прежнему испытывали стресс и были подавлены. В двухлетнюю годовщину теракта респонденты все еще переживали за свое будущее и боялись повторения трагедии. Когда тех же людей опросили уже в 2016 году, на этот раз после другого трагического события – массового убийства в ночном клубе Pulse в городе Орландо (штат Флорида, США), они подтвердили, что внимательно следили за тем, как СМИ освещают случившееся. Как и в случае с терактом в Бостоне, респонденты обязательно смотрели все выпуски новостей, несмотря на то, что переживали не самые лучшие эмоции и чувства. «Результаты этого исследования еще раз подтвердили ранее полученные выводы о том, что существует связь между потреблением информации СМИ, связанной с массовым насилием, и симптомами стресса, вызванного последствиями коллективной травмы, - отмечает ведущий автор исследования, психолог Ребекка Томпсон. - Наше исследование уникально тем, что впервые удалось определить связь между освещением в СМИ различных трагических событий и формированием у аудитории пристрастия к подобного рода новостям, несмотря на вновь и вновь повторяющиеся переживания». Ученые считают, что подпитывают такой цикл не только традиционные СМИ, но и социальные сети, в которых пользователи зачастую распространяют непроверенную и провокационную информацию, вводя в заблуждение своих подписчиков, что было отчетливо видно на примере того, как в разных странах люди писали о недавнем пожаре в соборе Парижской Богоматери. Новая работа американских ученых еще раз продемонстрировала, как действует своего рода «эффект заражения» со стороны СМИ. Например, более ранние исследования показали, что сообщения средств массовой информации о самоубийстве знаменитости могут повысить риск того, что зрители или читатели будут испытывать суицидальные мысли или пытаться покончить с собой. «Мы рекомендуем средствам массовой информации смягчать сенсационные аспекты освещения подобных событий в новостях, чтобы не вызывать чрезмерного беспокойства и страданий у своей аудитории», - подчеркивает доктор Томпсон. Сами же зрители или пользователи соцсетей тоже могут предпринять шаги для защиты своего эмоционального состояния, когда неизбежно произойдет очередная массовая трагедия. Тем, кто часто смотрит телевизор или видеоматериалы в Интернете, эксперты советуют осознанно подходить к выбору контента и сокращать объем потребляемой информации. «Использование СМИ для получения информации о произошедшей массовой трагедии само по себе не является психологически вредным. Но не позволяйте себе быть полностью поглощенными печальными событиями. Это поможет вам минимизировать стрессы, неизбежно получаемые от просмотра таких материалов, и избежать разрушительного для вашей психики дистресса», - советует автор исследования Ребекка Томпсон.